Радиомодели
Аккумуляторы для радиомоделей
Начинающие моделисты, покупая радиоуправляемую модель, редко задумываются о том, какими аккумуляторами, она комплектуется и о том, какими они бывают и чем отличаются. И только в процессе эксплуатации становится понятно, что собой представляет аккумулятор, появляется необходимость ухода за ним и поддержания в исправном состоянии как можно дальше. Но лучше иметь общее представление о видах аккумуляторов, используемых в радиоуправляемых моделях, до покупки. Это поможет сделать выбор более осознанно и избежать неприятных сюрпризов.
Все аккумуляторы для радиоуправляемых моделей имеют ряд стандартных характеристик:
- Емкость
- Масса
- Токоотдача
- Внутреннее сопротивление
- Напряжение батареи
- Напряжение элемента
Емкость аккумуляторных батарей измеряется в миллиампер-часах (мА*ч), в зависимости от вида аккумулятора, эта величина может иметь значение от 200 до 5300 мА*ч.
Токоотдача показывает сколько аккумулятор может отдать тока определенной силы. Обозначается, как хС, например 5С для аккумулятора с емкостью 500 мА*ч обозначает, что аккумулятор отдает ток, равный 5*0,5=2,5 Ампер.
Внутреннее сопротивление показывает токоотдачу батареи, чем оно ниже, тем выше сила тока.
Напряжение элемента зависит от типа аккумулятора. Напряжение батареи определяется числом элементов в аккумуляторе и напряжением каждого отдельно взятого элемента.
Виды аккумуляторных батарей
Никель-кадмиевые (NiCd) имеют цилиндрическую форму, по размеру соответствуют стандартным элементам питания АА и ААА. Как правило, используются никель-кадмиевые аккумуляторы в приемниках и сервоприводах. Номинальное напряжение — 1,2В, в полностью заряженном состоянии — 1,35В. Никель-кадмиевые аккумуляторы ценят за их неприхотливость, долговечность (выдерживают до 1000 циклов зарядки). Их недостаток — низкая удельная емкость.
Никель-металл-гидратные (Ni-NH) имеют такие же размеры, как и никель-кадмиевые аккумуляторы, но отличаются емкостью в 1,5-2 раза выше и в столько же раз менее долговечны. Используют аккумуляторы этого типа в авиа- и судомоделях на радиоуправлении, для самолетов не применяют из-за довольно большого веса. Особенность этих аккумуляторов — они удерживают стабильную силу заряда до последнего, после чего заряд стремительно снижается.
Литий-полимерные (Li-pol) и литий-ионные (Li-Ion) — пришли на смену никель-кадмиевым и никель-металл-гидратным аккумуляторам. Между собой отличаются только типом используемого электролита. Количество рабочих циклов аккумуляторов этого типа составляет 500-600 циклов, емкость у них выше в 4-5 раз. Используют эти виды аккумулятор в вертолетах на радиоуправлении и микро-самолетах.
Не так давно были разработаны литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePo4) они сочетают в себе неприхотливость никель-кадмиевых аккумуляторов и ёмкость литиевых. По форме соответствуют типоразмеру батареек АА и ААА, имеют емкость 1100 мА*ч и 2300 мА*ч. Пока этот тип аккумуляторов мало распространен, но ему прогнозируют большое будущее.